Мой путь к океану - Мои статьи - Каталог статей - ДВГУ Океанология
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
ДВГУ [0]
Информация о ДВГУ. Воспоминания.
ДВНИГМИ [0]
Информация о ДВНИГМИ:История,Стуктура,Исследования
Окенолог 953 [1]
О выпускниках ДВГУ отделения океанологии 1972 года.
Статьи [0]
Исследования в морях и океанах. Воспоминания из экспедиционной жизни океанолога.
Повести, рассказы [0]
Океанологи пишут: обо всем понемногу.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Мой путь к океану
  Владивосток – любовь моя на век
                    (мой путь к океану)
Владивосток! Разве мог я когда – либо подумать , что окажусь на краешке земли! Но тем жизнь и интересна, что бывают зигзаги и неожиданные решения. А все начиналось в начале 60 – х.. тогда не было ТВ, но я выписывал много журналов и газет («Комсомольская правда», журналы «Природа», «Наука и жизнь», «техника молодежи»). Регулярно слушал радио и посещал библиотеку (почти каждую неделю), а также кинотеатры. Огромный объем информации проходил через меня и на основе которой принимались решения. Само важное, что информация способствовала самосовершенствованию и развитию, в первую очередь духовному, нравственному, формируя патриотический настрой. Закончил семь классов в 1960 году (было 14 лет, тогда это был выпускной класс в основной школе) и принял решение поступить в Шарьинский техникум механизации. Однажды я смотрел фильм о геологах: Сибирь, поиск месторождения алмазов, трудная ситуация, но они остались в живых. Решил – буду геологом! Составил план физического укрепления своего здоровья. Зимой – это ежедневная ходьба на лыжах, летом – регулярно езда на велосипеде и бег. Утро начиналось с зарядки, а через день работа с тяжестями (гири, штанга). Летом почти ежедневно ездил на велосипеде купаться на озеро за 5 км, пока оно не замерзало. Умывался по пояс круглый год на улице у колодца. Спал на веранде даже при минусовой температуре. В 1965 году закончил с отличием техникум и получил диплом механика (одновременно права водителя, тракториста, токаря, сварщика). В этом же году, параллельно, закончил 11 классов вечерней школы, получив аттестат зрелости. Почему аттестат зрелости, если есть средне-техническое образование? Дело в том, что в то время после окончания техникума надо было отработать 2 года по полученной специальности по направлению. Решил время выиграть: диплом сдаю в с/х институт в Ленинграде, а аттестат в горный институт. Теперь, имея специальность, мог обеспечить себе материальную основу для реализации своих дальнейших планов по учебе. Решение о реализации схемы техникум – ВУЗ- работа, было принято мной в 14 лет на основе анализа материального положения семьи. Отец – инвалид войны, мать – домохозяйка. Да и возраст у них был под 60 лет. Вообще -то я был девятым в семье: у меня семь сестер и брат. Жили мы до1953 года в деревне и старшие сестры ещё тогда уехали и работали в г. Горьком и г. Дзержинске, а брат в начале 60 – х – в г. Архангельске. Так что в тот момент при родителях я был один. Время было удивительное – ощущение свободного полета, как птица в небе: куда хочу – туда лечу. Тем боле, что такое свободный полет испытал наяву: в техникуме занимался на курсах парашутистов и совершил три прыжка с самолета. Имея красный диплом, я имел право свободного трудоустройства, но поехал по направлению: Шарья – Архангельск – Котлас – с. Красноборское, где и проработал три месяца механиком. В июле 1965 года увольняюсь с работы и еду в Ленинград: сдаю документы в с/х институт и в горный институт. Однако в последнем, посмотрев документы, направляют меня на повторную медицинскую комиссию, где зафиксироваливысокую степень близорукости. Затем собеседование и я свободен. Объяснили просто: с таким зрением в экспедиции не возьмут, а если что случится в тайге? Хочешь быть кабинетным работником? Было состояние стресса, как при отказе призвать меня на воинскую службу (тогда было состояние такое, что готов был броситься под поезд и покончить с жизнью). Разочарованный приезжаю домой. Что делать? Читаю «Комсомольскую правду»: перечень комсомольско-молодежных строек. Выбрал Саяно-Шушенскую ГЭС. Собрал рюкзак и в поезд. В Красноярске схожу и еду в г. Абакан, где велась вербовка настройки Красноярского края. На строительство Саяно-Шушенской ГЭС временно не принимали ( стройку приостановили). Тогда дал согласие ехать на строительство автодороги Ак-Довурак – Абакан (из Тувинкой АССР через Саяны). Покупаю билет на автобус и по горной дороге еду в г. Кызыл, а затем в Ак-Довурак. Дальше надо было ехать в горный рабочий поселок – на передовую строительства. Подумал. Что там не будет условий для подготовки в ВУЗ. Передумал еще раз и устроился механиком на комбинат по производству асбеста(первая очередь работала, вторая строилась). Комбинат был самый крупный в СССР. Дорога специально строилась для вывоза асбеста в Абакан. Работал в течение года и решал куда поступать. Год был насыщенным. В свободно время занимался в секции тяжелой атлетики, в художественной самодеятельности, занимался в библиотеке, совершал со знакомыми походы в горы. Весной, местное ГАИ привлекло меня как специалиста для проверки автотранспорта и мы колесили по горным аулам и дорогам. В горах раньше не был и все вызывало особый интерес. К примеру, дорога вьется по горному серпантину и на которой с трудом разъезжаются два автомобиля. Ограждений никаких нет (дорога строилась). С одной стороны отвесная скала, а с другой пропасть – темнота внизу. С непривычки дух захватывает. Однажды листая справочник для поступающих задержал свой взгляд на университете города Владивостока, где было прописано отделение океанологии. Вот тот роковой момент! А мог бы и не обратить внимания. Название отделения показалось со звучным термину геология. Решил, что тоже самое, но только в океане. А в океане значит на судне, не по тайге бродить и мое зрении не будет препятствием. Решение было принято: еду во Владивосток! В июле 1966 года сажусь на самолет до Красноярска, а дальше поездом до ст. Угольной. Таким образом, впервые проехал по транссибирской магистрали до Владивостока. Город меня удивил и поразил! Едешь на электричке – рядом Амурский залив, едешь на трамвае – бухта Золотой рог, на сопку заберешься – весь город как на ладони. Погода была жаркая и влажная, что для меня не привычно. Первый штурм ДВГУ-океанология оказался не удачным: не набрал нужное количество баллов. В очередной раз: Что делать? Принял решение устроиться на работу и штурм повторить на будущий год. Во Владивостоке не прописывали. Тогда я сел в автобус и уехал в г. Находку. Оформился механиком в СУ «Трансвзрывпром». Организация занималась электрофикацией ж.д. дорог в Приморье. Жил в общежитии. Столовая рядом, а работа через дорогу. Мне даже предлагали, как молодому специалисту получить однокомнатную квартиру, но я по глупости отказался. Режим дня у меня всегда расписывался строго. Утром обязательно зарядка с пробежкой по сопкам и купанием. После работы: секция тяжелой атлетики в клуб моряков или драмкружок, секция аквалангистов, читальный зал библиотеки. Город понравился, как говорится, в него вписался. С ребятами из секции т. атлетики у меня сложились дружеские отношения: вместе занимались, ходили на танцы, отмечали праздники. Много приятных воспоминаний, которые заслуживают отдельного описания. В трудах и заботах прошел целый год и вот вновь на сопках Владивостока. Повторный штурм был не простой, но победный! Первой сдавалась профилирующая дисциплина – физика. Взял билет. Выполнил задания и рассказываю, но мне ставят четыре. Заявляю свое не согласие. Принимали два молодых преподавателя, которые были потом с нами в колхозе. Предложили дополнительно решить пять задач. Решил - поставили пять! Поскольку у меня был диплом с отличием, то от остальных экзаменов я освобождался автоматически. Комиссия меня поздравляет с зачислением и я еду в Находку за расчетом. Покупаю билет на поезд и домой на побывку. Путь от Владивостока, а практически до Москвы преодолевал раз десять. Пока учился, то каждый год. Поступил – это хорошо, но как выживать? На первом курсе я не работал. У меня оставались сбережения от работы в Находке, и то, что собрали дома родители и родственники. Вся сумма была положена на сберкнижку и помесячно расписана. После первого курса, в 1968 году, работал в составе студенческого отряда в порту Анадырь на Чукотке. Работали грузчиками по 12 часов в сутки (разгрузка грузов с теплоходов на плашкоуты, а затем на берег). От мешков и ящиков кисти рук были в мозолях, а руки ныли всю ночь и не давали спать. Через месяц втянулись в ритм и стали дополнительно подрабатывать после основной работы. Долбили мерзлоту, рыли траншеи под прокладку кабелей. Отработал четыре месяца. Схема та же: деньги на сберкнижку и помесячно. Домой в Шарью поехал в зимние каникулы – самолетом до Москвы. По договоренности здесь состоялась важная встреча с моей будущей женой. Нам повезло: самолеты из Владивостока и Калиниграда прибыли в Домодедово одновременно и встреча произощла неожиданно и случайно прямо в аэропорту: она идет и я иду ей на встречу. Отдельная тема как знакомились с Москвой (в письмах все уже было согласовано, даже посещение Большого театра), а потом поехали в Шарью. После второго курса, в 1969 году, работал в экспедиции в устье р. Амура и Татарском проливе. Базировались в г. Николаеске-на-Амуре на устьевой станции. Добирались через Хабаровск и теплоходом по р. Амуру. Экспедиция была организована кафедрой океанологии и возглавлял её Чаленко. Велись гидрологические наблюдения и в том числе измерялись скорости течений, а также мутность и цветность. Год 1969 был в моей жизни особый. По окончанию экспедиционных работ сразу выехал в Хабаровск, где должен был встретить свою будущую жену. И вот долгожданный день наступил – встречаю на перроне вокзала. Знакомимся с Хабаровском и едем во Владивосток. Осенью студенческая свадьба и начало отсчета моей семьи. С этого момента работал постоянно, но со сменой мест. Режим посещения занятий у меня был свободный, но занятий старался не пропускать. Годы жизни во Владивостоке - это самые лучшие годы. Здесь родились мои дочь и сын, а значит это их родина. Годы учебы, работы в ДВНИГМИ, учеба в аспирантуре – это период поиска, творчества, саморазвития. У меня были дружественные отношения со всеми сотрудниками океанографического отдела. В комнате, где было мое рабочее место в течение 7 лет, а так же моих сотрудников и Ластовецкого Е.И., всегда была дружественная обстановка. Здесь же во Владивостоке, в1973 году, моя жена закончила институт (филиал московского института советской торговли им. Плеханова). Прикипели основательно. В 1973 году купили дом на ст. Угольной, а через пять лет имели ордер на двухкомнатную кооперативную квартиру. Память прочно хранит минуты волнений при расставаниях и радость встреч при возвращении из рейсов. Вместе с тем, в этот период была масса семейных бытовых трудностей. Рядом не было никого из родственников, а я периодически уходил в рейсы и жена с детьми оставалась одна. Часто болели дети и особенно сын. В результате однажды произошла чрезвычайная ситуация и заболела жена. Семью вывез на родину в1981 году, а сам оставался в течение года во Владивостоке. За этот период дважды ходил в рейсы. Расставание с Владивостоком было в1982 году со слезами на глазах - как будто оборвалась струна. Но меня ждала семья и это стало единственным и главным в жизни. Финансовые трудности и дороговизна билетов сегодня не позволили навестить «Прекрасное далеко». Криминал захвативший и разгромивший Россию лишил возможности большинство граждан свободно передвигаться по своей собственной стране.
6.02.2011 года           А. перегудин
Категория: Мои статьи | Добавил: океанолог (15.02.2011) | Автор: Александр Перегудин
Просмотров: 331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]